Интересные факты

В те годы главному автозаводу страны было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС), а второму по значимости автозаводу предложили имя Министра иностранных дел Молотова. «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» — так предприятие называлось в официальных бумагах с середины 30-х годов, а к названию всех легковых моделей завода, с этого момента обязательно добавлялась буква «М» — «Молотовец». Но для нового легкового автомобиля представительского класса, создаваемого на заводе, этого оказалось мало и специально для него придумали особенное звучное сокращение ЗИМ («Завод имени Молотова»), в полной аналогии с ЗИС. Эту аббревиатуру постарались нанести на все заметные детали машины, начиная от колпаков колес и заканчивая сердцевиной руля. В результате новое имя очень быстро стало популярным в народе что такое ЗИМ знали все! Но еще до окончания выпуска машины, в 1957 году, Молотов вместе с Маленковым, Кагановичем и Шипиловым попали в опалу, и по всей стране началась чехарда с переименованиями заводов, шахт и пароходов. Не обошла стороной компания переименований и ЗИМ — с 1957 года машина получила обычное заводское обозначение ГАЗ-12, в подтверждение чего все надписи на машине переправили с ЗИМ на ГАЗ.

В заводском музее ГАЗа хранится последний сошедший с конвейера легковой автомобиль ГАЗ-12. Он имеет необычную двухцветную окраску — такие автомобили хоть и выпускались серийно, но были очень редкими. Основная масса пассажирских ЗИМ-12 и ГАЗ-12 покидала заводские ворота в «строгом черном костюме». Если внимательно рассмотреть экземпляр из заводского музея то можно обнаружить некоторые несоответствия: так, колпаки колес на нем стоят еще с надписью «ЗИМ», в то время как подобные перестали устанавливать на конвейере еще в 1957 году зато все остальные эмблемы и шильдики, как и полагается машине 1959 года выпуска, свидетельствуют о том, что перед нами ГАЗ-12, а не ЗИМ. А довершают облик музейной машины широкие «с козырьками» ободки фар, позаимствованные от ГАЗ-21 «ВолГИ» они также появились лишь на позних выпусках ГАЗ-12.