Прорыв на Запад

В послевоенные годы Советский Союз на правах «старшего брата» экспортировал свои автомобильные технологии в дружественные страны социалистического лагеря. Так во многих странах появились двойники наших грузовиков и легковых автомобилей. Не избежала этой участи и «Победа» — лицензия на ее производство была передана в Польшу, где она с 1951 года выпускалась под наименованием «Варшава-М20» (Warszawa-M20), а позже в модернизированном виде, с двигателем мощностью 70 л.с, как «Варшава-223». Всего до 1973 года в Польше на заводе FS0 изготовили 253 тыс. «Варшав» — больше, чем на заводе в Горьком. Также некоторое количество «Побед» было собрано в Пхеньяне. С «Победой» связан и прорыв советских легковых автомобилей на мировой рынок. До войны экспорт ограничивался лишь грузовыми «трехтонками», а в послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих и комфортабельных автомобилей, поэтому «Победа» с 1950 года нашла устойчивый сбыт в Бельгии, Финляндии,Австрии, Германии, Венгрии, Болгарии, Румынии и других странах. Везде отмечалась ее способность работать на любых дорогах, сохраняя эксплуатационные характеристики управляемости и проходимости в груженом состоянии. Английский журнал «The Motor» в 1952 году отмечал, что это «автомобиль исключительно русский...», «сконструированный в первую очередь для надежной работы...» и что советская машина является интересным и практичным автомобилем.

Дальние "Родственники"

Standart Vanguard (1953 год)
АНГЛИЙСКИЙ «Стэндард» по своему внешнему виду и техническим характеристикам был очень близок к нашей «Победе», а появился несколько позже нее, в 1948 году, что дало повод некоторым утверждать, будто он скопирован с «Победы». На самом деле его кузов позаимствован у американского Plymouth образца 1942 года. Более того, англичане серийно выпускали свой Standart Vanguard не только с покатой задней частью, но и с другими кузовами: седан и универсал (на снимке). чего не скажешь о нашей «Победе». А вот модернизацию «Вэнгуарда», проведенную в 1953 году и изменившую в лучшую сторону внешний вид машины, не могли не заметить в СССР. Не исключено, что опыт англичан во многом определил облик нашей «Победы» при модернизации 1955 года.

FIАТ 1900 (1952 год)
Итальянский автомобиль FIAT 1900 не более чем «одноклассник» нашей «Победы», но он наглядно демонстрирует, как уже в начале 50-х годов изменились автомобильные предпочтения в Европе. В моду вошли трехобъемные кузова типа седан с выступающим сзади багажником, а ветровые стекла на легковых автомобилях стали делать панорамными, без средней стойки. Благодаря кузову без выступающих крыльев и покатой задней части, «Победа» вначале выглядела весьма авангардно, своим появлением опередив, а может и определив развитие европейского автопрома на несколько лет вперед. Впрочем, уже в начале 50-х европейские машины взяли реванш и ушли далеко вперед, и с каждым годом отставание «Победы» от мировой автомобильной моды становилось все более заметным.