Водителей могут "поставить" на баллы

Один из руководителей ОНФ Вячеслав Лысаков предлагает снова ввести систему штрафных баллов для автолюбителей.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предлагает вернуть балльную систему нарушений правил дорожного движения. Законопроект уже готов и скоро будет вынесен на обсуждение. Экспертное сообщество резко отрицательно восприняло идею: балльная система – залог коррупции в рядах ГИБДД, считают профессиональные автомобилисты.По замыслу Лысакова, штрафы, которые водители получают за нарушения на дорогах, можно было бы переводить в баллы: 1 балл за каждые 100 рублей штрафа. Когда в "копилке" окажется 150 баллов, автолюбителя нужно лишать прав на год, считает депутат. Он убежден, что такая процедура поможет бороться с водителями, которые систематически нарушают правила дорожного движения.

Как заявил Лысаков журналистам 8 октября, соответствующий законопроект уже готов, "сегодня-завтра" он будет доработан и внесен в Госдуму в самое ближайшее время.

"Мы предлагаем ввести отдельную специальную статью в КоАП, которая будет предусматривать наказание за систематические нарушения ПДД. Если совершил от трех и более нарушений и набрал 150 баллов, ты можешь лишиться права управления автомобилем на один год", - заявил Лысаков.

Он напомнил, что, согласно законопроекту, кратно ужесточающему наказание за нарушения на дорогах (он тоже скоро будет внесен на рассмотрение парламента) минимальный штраф будет равняться 500 рублям. Они, в свою очередь, будут равняться 5 баллам. Так что для того, чтобы набрать 150 баллов, "водитель должен будет получить штрафы за большое количество мелких нарушений или за несколько крупных".

"Это как раз попытка с нашей стороны остановить тех, кто злостно нарушает правила дорожного движения. Есть люди, у которых по 20-30 штрафов, а в итоге все заканчивается трагедией", - сказал парламентарий. Он добавил, что предлагаемые меры помогут "привести в чувства" таких водителей.

Лысаков, кстати, определился уже и с номером статьи КоАП, которая, возможно, будет внесена специально под балльную систему: 12.38.Баллы как "взнос" в портмоне гаишника

Балльная система в России процветала в 1980-1990-х годах. В 1997 году председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин (тогда он был депутатом Госдумы) инициировал ее отмену. С тех пор мнение эксперта не изменилось: балльная система "не выдерживает критики с точки зрения Конституции РФ и Кодекса об административных правонарушениях: нельзя наказывать за одно и то же правонарушение дважды – назначать штраф, а потом лишать прав", - заявил он Firstnews.

"Главный порок этой системы в том, что она порождает массовую, тотальную коррупцию. Именно при данной системе тогда еще ГАИ было полностью развращено и деморализовано, такой зависимости водителя от гаишника, как при этой системе, не было никогда. Он решал, проколоть – не проколоть, сколько раз проколоть. Система показала свою порочность", - напоминает Похмелкин.

По его мнению, сейчас депутаты ищут универсальное наказание, которое помогло бы решить проблему массовых нарушений на дорогах, но решается она, по мнению эксперта, не суровым или изощренным наказанием. Изменений можно добавиться, только полностью, кардинально и радикально изменив "всю систему безопасности дорожного движения", считает он.

"Прежде всего, нужно навести порядок в дорожной полиции, провести кардинальную реформу. Будет полиция работать эффективно – при любых наказаниях система будет работать, и наоборот, как ни ужесточай, если ничего не менять в ГИБДД, то произвола и коррупции будет навалом, а порядка на дорогах не прибавится", - заявил председатель Движения автомобилистов России.

По мнению Похмелкина, для этого, во-первых, необходимо отказаться от "палочной системы" и ориентировать сотрудников ГИБДД исключительно на профилактику ДТП. Соответственно, и поощрять либо наказывать сотрудников дорожной полиции исходя из ситуации на тех участках, которые они контролируют. Кроме того эксперт считает необходимым существенно обновить кадры ГИБДД, а потом вывести дорожную полицию из подчинения МВД, подчинить гаишников гражданскому министру и повысить им зарплаты.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин к инициативе Вячеслава Лысакова также отнесся скептически. Он отметил, что система баллов уже не оправдала себя в Советском Союзе, и тоже указал на конституционный запрет наказывать дважды за один проступок.

"Зачем возвращаться к опыту, который уже пройдён и который провалился. Из Лысакова вышел бы хороший менеджер по продажам. Да и вся дума превращается в маркетологов, которые думают, как бы заработать на гражданах, вместо того, чтобы понять причины нарушений. Хватит "чморить" водителей, пора разобраться с дорогами", - заявил Травин.

Он также добавил, что штрафы, какими бы высокими они ни были, не решат проблему, а лишь усугубят коррупцию и породят новые способы увиливания от ответственности.