Таксисты желают работать по-советски

Ужесточение Правил дорожного движения (ПДД) поставило представителей легального извоза перед сложным выбором: нарушать закон и оплачивать штрафы за остановку в запрещенном месте либо терять клиентов и опять же платить за это своим нанимателям.

Но пока легальные таксисты, которые, к слову, исправно пополняют городскую казну налогами, выбирают из двух зол меньшее, их менее законопослушные коллеги-нелегалы по-прежнему не соблюдают ПДД и зарабатывают на этом, в общем, неплохие деньги.

Не желая мириться с таким положением дел, члены профсоюза таксистов обратились за поддержкой к мэру Москвы Сергею Собянину. Протестуя против засилья на дорогах "бомбил" и неудобных ПДД представители легального таксомоторного сервиса на прошлой неделе вышли на митинг в сквере Суворовской площади. Сегодня резолюция, единогласно принятая в ходе акции, была передана в мэрию. В чем суть претензий митингующих?

Во-первых, участники акции выразили недовольство измененными нормами ПДД, согласно которым штрафы за остановку в запрещенном для этого месте выросли в разы. Для выполнения своей работы таксисту просто необходимо останавливаться по требованию пассажира, но сейчас, по словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослава Щербинина, в большинстве случаев сделать это просто невозможно. "Стоит знак "Остановка запрещена", пассажира мы высадить не можем, и приходится везти его еще метров 500 – километр", — рассказывает собеседник агентства.

Но если раньше это не было большой проблемой, то сейчас, как отметил Щербинин, такие знаки устанавливаются по Москве массово. "По Тверской они стоят везде, и ни от одного магазина забрать клиента, не нарушив закон, невозможно. Нарушаем, а что делать. Я либо заплачу штраф в диспетчерскую (за то, что согласился "взять" клиента и не сделал этого – "Росбалт"), либо в ГИБДД. Выбор невелик. А мне еще заработать нужно что-то", — сетует представитель профсоюза.

По его словам, особенно эта проблема доставляет неудобство клиентам пожилого возраста и пассажирам с детьми, которые, как правило, заказывают такси как раз для того, чтобы не идти пешком от остановки общественного транспорта или до нее. "Теряется сам смысл такси как транспорта "от двери до двери". Ужесточением административного наказания за нарушение ПДД о правилах стоянки транспортных средств, притом что данный раздел ПДД не учитывает, как раньше, особый статус таксомоторных перевозок, наносится серьезный ущерб нашей деятельности", — отмечает Ярослав Щербинин.

Поэтому основное требование легальных извозчиков — пересмотреть Правила дорожного движения и сделать в них определенные исключения. "Нужно разрешить таксистам остановку под знаком "Остановка запрещена" с включенным таксометром и водителем внутри, как это было в советское время", — уверен заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков. В противном случае, по мнению собеседника агентства, водители просто не смогут выполнять свою работу.

Пойдут ли на это власти? Ведь, сделав подобное исключение, они вряд ли получат одобрение автолюбителей, ведь таксисты будут мешать движению и раздражать законопослушных водителей, особенно, если ничто не выдает в машине таксомотор – нет специальной символики, надписей на бортах и проч.

Существует и другая проблема – в условиях плотного потока автотранспорта в Москве, еще более сжавшегося после введения в немалом количестве выделенных полос для общественного транспорта, таксисты нередко опасно маневрируют, чтобы припарковаться там, где желает клиент. Кроме того, что это нервирует других водителей, это еще и вынуждает таксистов сознательно нарушать ПДД – заезжая на выделенные полосы. И таких потенциально опасных мест много — так, от Белорусского вокзала до станции метро "Сокол" идет сплошная "выделенка", где ни высадить, ни подобрать пассажира у таксистов нет никакой законной возможности.

Столичные власти не отрицают: вопрос этот острый. "По выделенным полосам ходит общественный транспорт и полуэкспрессные маршруты. Для такси такая возможность пока не предусмотрена", — сказали "Росбалту" в пресс-службе столичного департамента транспорта. Правда, руководитель пресс-службы транспортного ведомства Жанна Терехова заметила, что по поводу выделенных полос окончательное решение не принято. "Мы предлагали сделать опознавательные знаки для легальных автомобилей такси, чтобы можно было легко их идентифицировать в потоке", — говорит глава пресс-службы.

И, возможно, после этого движение таксистов по "выделенкам" станет реальностью. Вот только и такое решение проблемы представителей легального извоза не устраивает.
"Перекраска автомобиля в желтый цвет или обклейка его желтой пленкой обойдется в 50-70 тыс. рублей. Да и машину потом продать будет гораздо сложнее. Вот и получаются двойные потери", — объясняет Щербинин.

По его словам, официальные таксисты сегодня оказались в незавидном положении, тогда как нелегальный извоз в столице по-прежнему процветает. Как рассказал агентству Попков, профсоюз по мере возможности и сам борется с "бомбилами": вычисляет места их стоянок, проводит беседы... Правда, при отсутствии законных оснований эти усилия ощутимого эффекта не приносят. Поэтому таксисты настаивают на том, чтобы при департаменте транспорта была создана межведомственная комиссия по борьбе с нелегальным извозом, в которую вошли бы представители ГИБДД, ФМС, а также члены профсоюза и представители бизнеса. "Это должны быть не разовые акции, а постоянные рейды. Только таким образом можно убрать нелегалов с дорог города", — считает Щербинин.

Хотя, как рассказали "Росбалту" в пресс-службе ведомства, при правительстве Москвы такая межведомственная комиссия была создана еще в марте текущего года. В нее входят представители управления по легковым таксомоторным перевозкам департамента транспорта и ГИБДД. "Рейды проводятся каждую неделю. По итогам составлен 681 протокол об административном правонарушении. По этим протоколам принято 88 судебных решений, задержано 332 транспортных средства с перемещением на штрафстоянку. Заведено шесть уголовных дел за попытку дать взятку должностному лицу", — говорит Терехова.

Кроме того, она отметила, что в таксомоторном управлении на получение разрешения на официальную деятельность уже выстроилась очередь желающих. На сегодняшний день получено более 18 тыс. разрешений. Много это или мало? Ведь рейды проводятся, штрафы выписываются, а нелегальные таксисты как стояли у метро, так и стоят. Но подключись к этой работе члены профсоюза, непосредственно заинтересованные в достижении результата, возможно, дело пошло бы быстрее.

Однако главное, чего хотят добиться таксисты от властей – участия представителей профессии в принятии важных документов, отражающихся на их работе. В частности, речь идет о концепции развития таксомоторных перевозок, которая, по мнению представителей профсоюза, требует более широкого обсуждения при участии экспертов и работников отрасли. В противном случае если документы, подобные новым правилам ПДД, будут и дальше приниматься, работать таксистом скоро станет просто невыгодно, тем более легально.

Пока участники акции ждут ответа властей на свои предложения и уверены, что смогут найти компромисс с департаментом транспорта. Если же реакции не последует, таксисты вновь готовы выйти на митинг.

Стоит отметить, что, если апеллировать к опыту так называемых развитых стран, например западноевропейских, то московские таксисты в чем-то правы, а в чем-то нет. Например, в Европе таксисты официально ездят по "выделенке" и фактически приравнены по статусу к общественному транспорту. Однако клиент там не может, как в России, подняв руку, остановить такси в любом месте. Сесть на такси, как правило, можно либо в специальных местах у станций метро или вблизи значимых исторических памятников или крупных развязок, либо заказав машину по телефону к месту, где разрешена остановка транспортных средств. Ну, или если повезет и таксист вас заметит – на остановке общественного транспорта, при условии что он не мешает автобусам. Понятно, что в европейских странах нет и исключений для таксистов в части выполнения требований знака "Остановка запрещена" для высадки пассажира, будь он старик или мать с детьми.

Кроме того, в той же Европе в каждом регионе все автомобили такси выглядят одинаково и легко узнаваемы. Действительно, в основном они желтого цвета или с его преобладанием, хотя бывают и исключения. В любом случае – обозначение принадлежности к такси на таких автомобилях обязательно.

Что же касается проблемы нелегальной деятельности, нередко имеющей характер "этнического" бизнеса, то тут все дело в желании властей. Если бы сотрудники правопорядка сами не "крышевали" нелегалов у станций метро, их бы там не было. Пример братской Белоруссии, избавившейся от таксистов-нелегалов уже довольно давно, причем очень быстро и жестко, показывает, что проблема решаема.