Об автопроме и конкуренции в России

Если рассматривать полемику вокруг отечественных автомобилей и судьбы нашего автопрома, то становиться понятно, что все перечисленные причины, почему у нас плохие автомобили, имеют место и я с ними вполне согласен. И касается это касается не только автопрома , но и всей промышленности в целом. Но нет ответа на главный вопрос, почему люди и не стремятся выпускать, даже не лучшие в мире, а хотя бы просто конкурентоспособные автомобили? Ну за исключением отдельных энтузиастов, которые погоды не делают. Ответ до смешного прост. А зачем? Конкуренции то нет! Так зачем особо напрягаться? Конкуренции такой, чтобы выпуская плохую продукцию, можно было немедленно обанкротиться. Без такой конкуренции никакой рыночной страны не получиться.

Ведь что например получается в США? Там прибыль напрямую завязана на количестве проданных автомобилей. Нет продаж - ты банкрот. Казалось бы и у нас сейчас так же. Так, да не так. У нас сплошь и рядом предприятие обанкротиться не может! Обанкротить сверху его могут запросто, но вот само оно обанкротиться нет. И происходит это прежде всего потому, что у нас всё ещё нет и по видимому долго не будет насыщенного рынка. Сбыт для продукции у нас можно найти практически всегда и почти для любой продукции. Не можешь продать в центре, поезжай на окраину, в регионы, кто нибудь да купит. И не потому, что у нас люди такие дураки, готовы всякую ерунду покупать. А потому, что нормального снабжения регионов нет. Как был дефицит так и остался. Другое дело, что за большие деньги можно купить всё, но они же есть далеко не у всех. Создание самой возможности для достаточно сильных экономических связей между регионами дело достаточно долгое и дорогое, и непонятно кто будет этим заниматься. Уж больно страна большая и уж больно у нас суровый климат на большей части территории. Но кроме отсутствия насыщенного рынка товаров и услуг, созданию конкурентной среды мешает ещё причина. Массовое неприятие самой идеи конкуренции. В петровские времена произошёл любопытный случай. Каждый год к нам приезжали иностранные торговцы за шерстью. Наши купцы, сговорившись между собой, взвинчивали цены до небес и держались за неё насмерть(так деды делали!). Иностранцы поторговавшись и видя, что толку не будет, уезжали обратно ни с чем. На причале скопилось огромное количество шерсти. От хранения на открытом воздухе, под дождём и снегом, начала гнить, стала бурой. И её уже стало вообще никому не продать, даром никому не нужна. Купцы, видя такое дело, за взятку всучили её Меньшикову, на пошив обмундирования для армии. Надо ли говорить, какого качество обмундирование получилось из такого сырья? Но это ещё не конец истории. Как то Пётр 1 хотел остановить пробегавшего мимо солдата. Схватил его за рукав, рукав остался в руке. В недоумении он попробовал ткань на прочность, она расползлась в руках. Пётр пришёл в ярость и самолично избил Меньшикова. К чему я привёл этот случай? В нём, как в капле воды, отразился весь наш менталитет. Неприятие и непонимание конкуренции как таковой, идея личной ответственности за порученное дело только перед вышестоящим начальством. Голова отвечает за всё! С европейскими обычаями и типично рыночными подходами это не согласуется категорически. Мне могут возразить, что рыночные подходы работают во всём мире, а мы что, какие то особенные? Ну во первых они работают не везде: например латинскую Америку и Африку, за редким исключением, они к процветанию не привели. А во вторых, да, именно, мы особенные, точно также как например КНР, Япония, или азиатские драконы. Во всех перечисленных странах реформы проводились с опорой на местную специфику. А она весьма большая. В США например пробовали внедрять японские кружки качества. Не получилось. Психология не та! Вообще, на мой взгляд стоит присмотреться к японскому опыту. Прежде всего потому, что до второй мировой войны это была весьма монополизированная страна. И после войны, реформы там проводились сверху, что весьма согласуется с нашей историей и традициями. И кстати там до сих пор фирму стоящую на грани банкротства принято не добивать, а дать ей время «отдышаться». Что совершенно не согласуется с законами рынка. Для типичного рыночника это непонятно (пусть проигравший плачет), но нам то это близко! Поэтому нам и можно попробовать применить кое что из японского опыта. Например перестройку кое каких отраслей промышленности для работы прежде всего на внешнем рынке, с постепенным переходом их продукции на внутренний рынок. Речь идёт прежде всего о высокотехнологичной продукции, о автопроме например. Необходимо на время забыть о существовании внутреннего рынка и полностью переключиться на внешний. Перестройку автопрома можно разбить на несколько взаимосвязанных этапов.

1)Проектирование автомобилей превосходящих иностранные по всем параметрам (в том числе по соотношению цена - качество)

2)Строительство завода для производства автомобилей такого класса, обязательно с максимально гибкой технологией производства (иначе нечего и начинать).

3)Максимальный учёт опыта предпродажной подготовки. Этот опыт должен максимально оперативно внедряться в производство.

4)Максимально точное копирование (выпуск по лицензии), прежде всего по качеству, лучших иностранных автомобилей. Это позволить накопить предварительный опыт.

5)Этот новый строящийся завод с самого начала должен быть завязан на соответствующий НИИ, иначе всё бессмысленно.

6) Отдельная проблема это кадры. Средний уровень как ремонтного, так и инженерного персонала у нас удручающе низок. И не потому что люди у нас глупые, а потому что система профподготовки отстаёт от уровня сложности новых станков. Весьма распространена ситуация, когда станки при первой же поломке упрощают, чтобы они хоть как то могли работать и в них хоть как то можно было разобраться. Поэтому необходимо доучивание людей непосредственно на рабочих местах. Это должна быть постоянно действующая система.

Уверен, что создание конкурентоспособной автомобильной промышленности задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. Это доказывается тем, что в военной и космической технике мы вполне на уровне (до сих пор!), а кое в чём имеем и лидирующие позиции. Мы МОЖЕМ и ДОЛЖНЫ это сделать. Но получиться это только в том случае, если учитывая общие экономические законы, мы будем прежде всего опираться на внутренние ресурсы и национальные особенности. Весь мир так делает!