Максим Шеметов: нужно ли запретить радар-детекторы?

Согласно многочисленным сообщениям средств массовой информации, Управление ГИБДД по Татарстану предложило ввести запрет на использование радар-детекторов. С соответствующей инициативой они обратились в Госсовет республики.

По мнению представителей ведомства, указанные технические средства часто являются причиной создания аварийных ситуаций. Это связано по их мнению с тем, что при отсутствии сигнала, водители меньше следят за соблюдением ПДД, иногда прибегают к резкому торможению при подаче соответствующего сигнала.

Борьба с любыми проблемами в нашей стране путем введения запретов стала «трендом» последних лет.

Мало кто задумывается о реальных причинах. Противоречащая знакам дорожная разметка, перманентные ремонтные работы, ужасное качество дорожного покрытия, отсутствие элементарных дорожных указателей, тотальная коррупция в органах ГИБДД, неадекватно установленный скоростной режим, отсутствие реальной, эффективной пропаганды вождения по правилам, вот только маленькая часть причин, по которым количество ДТП в нашей стране постоянно растет. Но все это уходит на второй план, когда речь заходит о более популярных темах.

На мой взгляд, высказанная инициатива к безопасности дорожного движения не имеет никакого отношения.

Во первых, наличие сигнала о контроле скорости поневоле заставляет водителя обратить внимание на соблюдение скоростного режима. И это безусловно полезно. Во вторых, ГИБДД постоянно борется с радар-детекторами, путем введения более современных радаров, не позволяющих зафиксировать их работу. В третьих, количество средств видео фиксации, возможных помех к примеру в Московском регионе таково, что детектор подает практически постоянный сигнал и является фактически бесполезным. Существуют также GPS навигаторы, которые уже давно имеют функцию, позволяющую предупреждать о стационарных камерах и местах где чаще всего стоят мобильные патрули.

Нельзя не согласиться с доводом, что во многих странах радар-детекторы запрещены. Так, к примеру в Бельгии запрещено не только производство, ввоз но и владение подобными приспособлениями. Законодательство Швеции предусматривает ответственность в виде заключения под стражу на срок до 6 месяцев за производство, передачу, владение и применение приборов, способных определить наличие радаров. Штрафы предусмотрены в Дании, Испании, Венгрии. Однако, в этих странах движение организовано несравнимо лучше, нежели в России.

Наиболее интересным представляется опыт Германии. В этой стране не только не запрещены радар-детекторы, напротив, полиция регулярно проводит акции, в ходе которых водителям дарят эти приборы.  Дорожная полиция Германии использует другой метод. На наиболее опасных участках автодорог они стали устанавливать так называемые «фальш-радары», которые заставляют водителя снижать скорость. Эта мера оказалась предельно эффективной. В местах установки подобных приборов, аварийность значительно снизилась.

Безусловно, проблема аварийности на дорогах, является актуальной. Но если государство будет бороться с теми или иными негативными явлениями только путем введения запретов, то можно предположить, что в скором времени нужно будет запретить автомобили. Что в свете последних инициатив представляется не столь фантастическим. Мне кажется, что причина возникновения подобных предложений кроется совсем в другой области. Но выводы каждый сделает сам! Резонансные ДТП стали причиной обсуждения на самом высоком уровне, появилось множество мнений. Но практически все они сводятся к ужесточению ответственности и запретам. Вместе с тем, запрет является далеко не единственным способом повлиять на ситуацию. Необходимо бороться с реальными причинами, а не делать популистские заявления после той или иной трагедии.